01.07.2022
МБОУ “СОШ №88 имени А.Бородина и А.Кочева создана путем слияния двух образовательных учреждений
Страницы истории школы №88
Вся жизнь школы на протяжении десятилетий представляла собой динамическое развитие по общегосударственному плану с уче1. Результаты работы школы по освоению передового опыта страны.
2. Методы активизации мысленной деятельности учащегося на уроке.
3. Постановка индивидуальной и дифференцированной работы на уроке и во внеурочное время.
4. Оценка знаний, умений и навыков учащегося.
5. Проблемное обучение школьников.
6. Развитие логического мышления учащегося. Установление причинно-следственных связей в преподавании.
7. Приемы и методы повторения и закрепления знаний.
8. Совместная работа школы, семьи и общественности в обучении и воспитании учащегося.
Урок как основная форма учебно-воспитательной деятельности учителя.
10. Новые формы урока.
11. Совместная работа учителей всех предметов по развитию речи учащихся.
12. Психологические особенности школьников разного возраста.
13. Работа с книгой на уроке и во внеурочное время.
14. Самостоятельный поиск знаний на уроке.
15. Приемы и методы воспитательной работы на уроке и во внеурочное время.
И другие.
По конкретной тематике школа проводила семинары-практикумы по предметам, семинары для директоров и завучей города.
К чести школы необходимо сказать, что оценка всегда была достойной.
Важным этапом в жизни школы была поисковая работа, направленная на воспитание любви и уважения к исторической памяти народа. В 70-ые годы бал создан музей боевой славы 22-ой сибирской добровольческой дивизии. Работа школьного музея была отмечена неоднократно на уровне города и области, а также Всесоюзным Советом Ветеранов Войны.
У истоков создания музея были учителя Макарова Л.М. и Бразулева А.П. Первым руководителям музея была учительница математики Пономаренко Н.Г., а потом успешно продолжила работу учитель истории Кондракова С.С.
Проведено несколько походов по местам боев дивизии и много встреч с ее ветеранами.
Большое внимание уделялось комплексу работ по постановке и совершенствованию трудового воспитания. Этот процесс есть целенаправленная работа школьной мастерской, организации общественно-полезного труда, впоследствии совместная работа школы и МУПК.
Школьная мастерская была помощником во всех делах школы, кроме этого учащиеся выполняли производственный заказ ДОКа, швейной фабрики, комбината благоустройства города.
В 1974 году, в летние каникулы, был создан и успешно проработал на строительстве водозабора первый в городе лагерь труда и отдыха старшеклассников.
Позднее школьный лагерь работал в совхозе “Заварзино”. А в последующие годы трудовые отряды неоднократно работали на Украине.
Регулярно проводились выставки-смотры детских работ.
В 80-ые годы оборудован кабинет профориентации.
Физическое воспитание школьников всегда было одним из главных направлений в жизни школы. В 1965 году пришла выпускница Томского педагогического института Степаненко Н.И. и с первых дней навсегда влюбила в себя и в спорт всех учеников.
1965 год – первый год ее работы, первые городские соревнования – первое место в городе. И с тех пор на протяжении многих лет школа всегда была в числе призеров городских и областных спортивных соревнований, а также игры “Зарница”, “Орленок”.
В 1984 году школьный отрад “Зарница” – победитель в городской и областной игре. А на общесоюзных соревнованиях он занял почетное 5-ое место (военрук Разживайкин М.А.).
Среди выпускников школы рекордсмен союза по зимнему многоборью, первый кандидат в мастера спорта по лыжам. Симанкова Мая была в составе Олимпийского резерва.
Многие годы в школе работал Клуб Интернациональной Дружбы (КИД). Руководителем КИДа была Митрошкина Нина Федоровна. КИД занимал призовые места, а в 1980 году – 1 место по городу.
Бразулева А.П.
1988/89 г.
1. Назначение директором школы учителя физики Филатова Сергея Викторовича.
2. Открытие класса с программой обучения для детей с замедленным психическим развитием.
3. Поиск новых педагогических технологий. Обращение к педагогической науке и серьезное изучение психологических основ обучения школьников.
4. Капитальный ремонт школы.
Периодичность капитальных ремонтов зданий определена сроком в 25 лет. Подошла и наша очередь. Это было время «застоя» – так сейчас называется часть истории нашей страны. Но первые признаки демократизации уже появились – например, в школе появился Совет школы. Были и негативные моменты – наш ремонт начался в уже указанный выше период и продолжался 9(девять!) месяцев. Это были первые признаки того, что дальше будет еще труднее. Но мы тогда этого не знали. Профинансировать капитальные ремонты других школ город уже не смог. С тех пор школы проводят только «косметические» ремонты минимальными средствами и силами
Во время капитального ремонта школа испытала большие трудности – занятия шли в две смены, т.к. половина здания было отдано строителям, зимой – очень холодно – часть отопления было отключено. Из положительных моментов можно отметить то, что была проведена частичная реконструкция здания, появились новые кабинеты, гардеробы (удивительно, что первоначальный проект школы не предусматривал наличия комнат для хранения верхней одежды учащихся, актового зала, помещения для приготовления пищи и т.д.), смогли смонтировать встроенные шкафы, классные доски вместе с мебельными стенками и т.п.
5. Создание Совета школы
Начало периода демократических изменений в нашей стране проявилось и в участии в управлении производством Советами трудовых коллективов в промышленности, в учебных заведениях – Советы школ. В нашем городе впервые такой Совет был создан в нашем коллективе. В его состав входили учащиеся, представители родительской общественности, учителя. Первым руководителем Совета школы была выбрана Зоя Владимировна Корюкина – представитель шефствующей организации – объекта 45 СХК.
Первыми проблемами для Совета были – принятие Устава школы, положения о создании Фонда внебюджетных поступлений средств школы – выручка средств от хозяйственной деятельности теплицы, показа видеофильмов, видеосъемок, контроля за расходованием этих средств. Решались, в том числе и проблемы связанные с открытием новых классов и организации и проведения педагогических экспериментов.
6. Принятие Устава школы.
Первый Устав школы в городе был принят в нашей школе. Основой для его написания был проект так и не принятого тогда Закона о народном образовании.
Данный документ позволял решать часть проблем, не входивших ранее в компетенцию школы и, как и Совет школы оказал существенную помощь в развитии, как педагогического коллектива так и процесса обучения.
1989/90 г.
1. Открытие первого в городе класса для детей, обучающихся с 6 лет на базе 38 комбината.
Это был еще один шаг в сторону интеграции школы и дошкольного образования. Создан уникальный класс-группа обучающийся в школе по программе 1-4 но находящийся в режиме детского сада. Удобно всем: детям – безстрессовое привыкание к школе, учителям – дополнительный год обучения в начальном звене (традиционное обучение 1-3), родителям – отпадает необходимость в организации продленки, т.к. забирают детей из садика после работы.
2. Открытие первых в городе и в области классов РО.
3. Начало работы двух 5-х классов, ориентированных на интегрированный курс естествознания. По предложению Томского филиала академии педагогических наук впервые в городе и области на базе школы был введен курс «Естествознание» включающий в себя единый предмет изучения – природу. Благодаря этому курсу дети познают ее целиком без деления по отдельным предметам (география, физика, химия, биология), и в разные года обучения (с 5 по 11 класс). Поэтому у учащихся создается единая картина мира, они готовы воспринимать отдельные естественнонаучные курсы как продолжение и углубление своих знаний о природе.
4. Начало работы по созданию кабельной студии телевидения, – первой в городе, и с трансляцией цветного изображения – первая в области.
5. Первые контакты с представителями народного образования США, Англии, Швейцарии и съемка видеофильмов школьной студией для них.
6. Участие в Международном семинаре по народному образованию.
1990/91 г.
1. Завершение работ по созданию кабельной телевизионной сети и школьной студии.
Во время проведения капитального ремонта школы (кстати, последнего истории города проведенного в полном объеме), была создана кабельная сеть для школьного телевидения. Общая протяженность линии, согласно документации, составляет 4 километра. Но одной сети было недостаточно. Необходимы были усилители, коммутаторы, микшеры, передатчик телевизионного сигнала. Все это было изготовлено собственными силами или приспособлено под данную задачу из приборов промышленного изготовления. Сначала открылся видеозал, в котором показывали художественные фильмы, мультфильмы для малышей. Мало какая из семей в то время имела видеомагнитофон, а в салонах показывали детям фильмы, в том числе и непристойного содержания. Задачей школы было представить в противовес массовой культуре потребления фильмы, в первую очередь предназначенную для детской аудитории. Эту задачу и решала первая линия в актовый зал. Другой задачей студии была проблема с развитием самой системы кабельного телевидения. Сегодня мало кто помнит, что телевизоры, видеокассеты можно было купить только за наличный расчет. Деньги у школы были, но никогда не было наличных денег. Вот добыванием такого вида средств занималась студия. По решению Совета школы мы продали абонементы для учащихся на весь учебный год на 9 рублей и потом в течение 9 месяцев показывали мультфильмы в актовом зале. Таким образом, школа получила кредит и разумно его реализовала. Были приобретены видеокассеты, 3 телевизора. В дальнейшем удельный вес учебных трансляций в классы превысил развлекательную тематику в несколько раз и, в конце концов, видеозал перестал транслировать художественные фильмы, перейдя на показ фильмов учебного содержания для предметов, в кабинетах которых еще небыли установлены телевизионные приемники.
2. Командировки по изучению проблем современной педагогики администрации и учителей в города: Красноярск, Кемерово, Москву, Харьков.
1991/92 г.
1. Открытие класса с углубленным изучением математики.
2. Первые контакты с Дортмундским Университетом (ФРГ)
Казалось бы, бесперспективная идея директора школы – обратиться с открытым письмом к гражданам иностранного государства в поисках спонсоров имела успех. Через бывшего ученика нашей школы Жиганова Олега Александровича в то время студента двух Университетов – Томского и Дортмундского (Германия) одно из писем попало его педагогу профессору экономики Хартмуту Дитериху.
3. Прием первой делегации из ФРГ
Это было первое посещение иностранной делегации нашего города за всю его историю. Город был закрыт для посещения всем и в первую очередь гражданам, проживающим за рубежом. Гости были приняты Главой администрации города, посетили филиал Томского политехнического института, технопарк, радио «Меркурий», но, конечно, более всего их ждали в школе. Беата и Хартмут Дитерих были с радостью встречены в стенах школы. Прошли почти по всем учебным кабинетам, встретились с администрацией школы, посетили концерт, подготовленный учащимися школы, с удовольствием приняли участие в пресс-конференции.
Один из вопросов который задали дети, запомнился надолго: «Как вы относитесь к коммунистической идее выраженной в работах Карла Маркса?»
На вопрос отвечал не профессор экономики, а его супруга «Мы хорошо знакомы с работами Маркса, и, наверное, нет прекрасней идеи распределение материальных благ по потребности, но классики марксизма не учитывают законов психологии – человеку очень трудно расставаться с собственностью…»
Гости нас удивили своей непосредственностью, они и живо интересовались всем, обстоятельно отвечали на вопросы, расспрашивали о перспективах развития и проблемах школы. В одной из бесед директор школы был приглашен в Германию с целью ознакомления с системой образования.
4. Ответная поездка директора школы в ФРГ с целью изучения европейской образовательной системы
Группа, состоявшая из трех человек директора школы – Филатова С.В., учителя истории – Виноградовой С.В. и в прошлом ученика нашей школы посетили Германию по приглашению семьи Дитерих. Все расходы на проезд, проживание, питание и т.д. участники поездки несли за свой счет. Надо сказать, что это было дорогостоящее мероприятие т.к. например, один билет на самолет в Германию и обратно «стоил» 12,5 месячных заработных плат директора школы, проезд в автобусе – однодневного заработка. Поездка продолжалась 14 дней. За это время было посещено 5 школ различного уровня, Дортмундский Университет.
Всюду нас встречали как старых знакомых. Предоставляли любую информацию интересовавшую нас. Многое нас удивляло, но и наши учебники развивающего обучения вызвали удивление большим объемом учебной информации в министерстве образования у принимавшего нас сотрудника.
Много учебной литературы было привезено из поездки, наверное, более важным было приобретение новых друзей в далекой стране. Контакты продолжаются и сейчас. По адресам, привезенным из Германии, была организована обширная переписка между детьми, обменивались не только письменными сообщениями, но и посылками. В 1995 году была осуществлена еще одна поездка уже большой группы – 25 человек (15 учащихся и 10 педагогов) профинансированная городским бюджетом.
5. Участие в региональных семинарах по РО (развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова-Репкина) Дальний Восток – Урал.
6. Представление системы РО в начальной школе для анализа представителям авторской группы лаборатории г. Харькова.
7. Открытие 2-х классов, изучающих математику по Гельфман в логике РО.
Школа впервые столкнулась с проблемой преемственности между начальным и средним звеном в системе РО. К приему детей умеющих рассуждать, доказывать, ставить учебные задачи и находить пути их решения учителя и стандартные программы среднего звена не были готовы. Начался поиск программ, авторов поддерживающие РО в среднем звене. Одной из таких стала программа по математике автора Гельфман, томского профессора педуниверситета. ( Более подробно описано в разделе 5 «Методическая работа школы).
1992/93 г.
1. Открытие класса, ориентированного на европейский образовательный уровень (гимназический класс) на основании исследования школ ФРГ с привлечением соответствующей материальной базы и методик. (Более подробно описано в разделе 5 «Методическая работа школы. Класс, ориентированный на европейский образовательный уровень»).
2. Прием второй делегации из ФРГ, профессор Университета господин Казеборн и его супруга учитель начальной школы. С помощью Бригитты Казеборн и преподавателя немецкого языка Кравченко Н.И. была организована обширная многолетняя переписка учащихся нашей школы со школьниками Германии.
3. Введение факультативного курса французского языка, изучение второго иностранного языка.
Пока город был закрытым, потребность в изучении иностранных языков не возникала. Однако приезды делегаций из ФРГ, установление тесных связей с педагогами и детьми немецких школ пробудили интерес к иностранным языкам. Удовлетворить его помогла Митрошкина Н.Ф. Она открыла факультатив по изучению второго иностранного языка на базе третьего класса, который существует до сих пор, но уже в расширенном варианте (на нескольких параллелях).
4. Проведение семинаров по РО для учителей Томской области и города Томска – 7 (Северска).
Система РО получившая развитие в нашей школе привлекла внимание учителей города. Проведение семинаров помогли познакомить педагогическую общественность города с новой технологией преподавания, показать перспективы развития и наработанный опыт. Первые учителя РО Пластун Е.Н., Бура М.Н., Чеботкова Л.В., Глушко И.В., Журавлева Н.А., Шистерова М.П. , показали открытые уроки и дали необходимые теоретические пояснения.
5. Участие в региональных курсах (Дальний Восток – Урал) по развивающему обучению в г. Томске.
Работа в совершенно новой технологии преподавания требовала от учителя полной переподготовки, переобучения, отказ от традиционных форм ведения урока, когда учитель не является безоговорочным авторитетом для учеников, осознавая это, администрация школы нашла возможность переобучить всех учителей работающих в системе РО в Сибирском институте развивающего обучения. Учителя получили сертификаты на право преподавания в данной технологии.
6. Открытие благотворительного счета поддержки школы № 88 в г. Дортмунде при Международном обществе содействия миру и взаимопониманию между народами (ФРГ). Более подробно в разделе «Наши спонсоры за рубежом».
7. Открытие 3-х классов по системе РО.
8. Открытие школы для дошкольников.
Бесплатная подготовка детей к школе, консультация опытного практикующего школьного психолога, формирование классов по запросам родителей вот то позволила осуществить эта школа.
9. Получение сертификатов учителями на право преподавания по системе РО, на ведение курсов по РО для педагогов.
1993-94 г.
1. Введение компьютерной техники в управление школой. Многие документы в дальнейшем были приведены в систему. Компьютерное оформление идей руководителей школы в жизнь проводила секретарь школы Митрошкина Ю.А.
2. Успешное участие в смотре кабинетов (участвовало 16 кабинетов, отмечено 6 кабинетов). Как правило, материальная база школы на протяжении многих лет остается самой развитой в городе и области.
3. Начало работы над созданием новой системы воспитательной работы в школе.
4. Проведение областного семинара по естествознанию.
Накопленный опыт работы по естествознанию группой учителей школы привлек внимание не столько города, сколько области. Единственная школа, которая, начав этот курс, прошла его полностью, и успешно завершив, плавно перешла на следующий этап предметного обучения, стала базовой школой для проведения традиционных областных семинаров. Учителя естествознания и естественных наук делились своими наработками с коллегами не только г. Томска, но и всего Сибирского региона.
5. Приобретение новых компьютеров, ксероксов.
6. Открытие семи гимназических классов.
7. Решение администрации города об открытии базовой школы по РО в нашей школе.
8. Разработка системы работы со слабоуспевающими учениками.
1995-96 г.
1. Встреча с профессором Дортмундского Университета и членом правительства ФРГ.
Новая встреча с нашими зарубежными друзьями супругами Дитерих и сопровождавшего их члена правительства ФРГ ответственного за работу консульских отделов на территории России могла открыть для школы новые горизонты сотрудничества уже на правительственном уровне. Но не по нашей вине произошел инцендент на контрольно-пропускном пункте и встреча в школе не состоялась. Пришлось провести ее на территории г. Томска.
2. Стажировка в Германии группы учащихся средней школы (15 чел.) и учителей школы (10 чел.).
Впервые в истории города большая группа учащихся и учителей школы выехала за рубеж. Целью поездки в Германию было изучение системы образования ФРГ. Каждый из членов группы получил индивидуальное задание от директора школы. Сами задания формировались из анкет, полученных по результатам опроса учащихся школы, учителей. Пока дети обучались в одном из самых элитарных учебных заведений Германии – гимназии, учителя посещали другие школы. Встречи с коллегами педагогов, учащихся с детьми этой страны оставили на них неизгладимое впечатление. Ломались стереотипы, представления о жизни за рубежом. Наши представления об их уровне жизни, а самое главное, об отношении к труду, своим обязанностям изменились коренным образом.
Нас интересовали многие вопросы. Педагогов – профессиональные проблемы – преподавание различных курсов, методика, содержание школьных учебников. Как работников муниципального учреждения – социальные гарантии, медицинское обслуживание, страхование, роль профсоюзных организаций, нагрузка, заработная плата и т.д. Учащихся – расписание уроков, перемены, оценки, распределение обязанностей в семье, как изучают их сверстники и как относятся они к результатам второй мировой войны, служба в армии, спорт, свободное время. Снят и смонтирован большой видеофильм о пребывании в Германии.
Группа вернулась с багажом учебных пособий, учебников, впечатлений. Многие изменили свое отношение к работе, учебе. Наши рассказы об увиденном воспринимались по-разному: некоторые сомневались в правдивости того, о чем мы говорили, некоторых это раздражало. Можно было бы только мечтать о том, что нашему русскому человеку необходимо чаще показывать, что можно жить по-другому, но для этого нужно много и напряженно работать, прежде всего для себя, и, следовательно, для страны в которой мы живем. Написан большой труд, включающий в себя небольшие исследования более чем в 40 направлениях. Он требует издания, но не хватает средств.
3. Представление системы образования Германии в школах г. Северска.
4. Создание экспозиции в школьном музее, посвященной г. Северску.
Директором школы Филатовым С.В. после контактов с Томским государственным Университетом, городским музеем, археологами нашего города был собран уникальный исторический материал о той территории, на которой находится наш город. Сейчас в школьном музее находятся ксерокопии материалов, в том числе датированные 1600г. Интересными представляются списки крестьян, их семей, перепись сельхозинвентаря, сельскохозяйственных животных. Эти переписи (ревизские сказки) имеются за несколько лет. Биографии первых председателей сельских Советов деревни Белобородово и Иглаково, наприсанные ими собственноручно, могут являться предметом исследования для многих учащихся нашей и других школ города, т.к. среди многих документов в т.ч. не перечисленных здесь можно найти и живущих сейчас и том числе своих родственников. Есть документы, свидетельствующие о трагическом периоде жизни нашей страны, – например две записки об аресте.
В экспозиции имеются также материалы, свидетельствующие о более раннем периоде – материалы археологических раскопок, в том числе и тех в которых участвовали учащиеся нашей школы. В течение нескольких лет под руководством учителя истории Виноградовой С.В. ребята работали в экспедициях на территории города. На карте современного Северска представлены исторические места, расположение уже исчезнувших деревень, места археологических раскопок, старинных захоронений.
5. Городской научно-практический семинар РО для школьных психологов.
6. Городской теоретический семинар по РО для заведующих детскими комбинатами, методистов, воспитателей.
Система РО получает все более широкое распространение, требует детальной разработки каждого участка обучения и воспитания. Отсюда такая заинтересованность самых различных отделов народного образования. Теоретические и научно-практические семинары помогли подготовить специалистов школы, работающих с детьми по системе Репкина-Эльконина –Давыдова.
7. Городской семинар-практикум учителей иностранного языка для молодых учителей
8. Областной семинар-практикум для методистов, директоров школ.
9. Городской семинар-практикум “Использование материально-технической, научно-методической базы кабинетов” для директоров школ.
Этот семинар предполагал очень большую подготовку коллектива. При этом ни тему (ее материально-техническое обеспечение) нельзя было приготовить «вчера», т.е. накануне как иногда бывает в педагогической практике, такой материал и стиль нарабатывается годами. Директорам школ города была представлена концепция учебно-методического комплекса, – т.е. органического единства технических средств обучения, методики работы с ним, материального сопровождения этих средств.
Руководители школ увидели одну из лучших материальных баз школ города, а самое главное – умелое использование ее в учебно-воспитательном процессе педагогами нашей школы.
10. Городской семинар-практикум учителей математики для молодых учителей.
11. Городской семинар-практикум учителей иностранного языка для молодых учителей.
12. Областной семинар-практикум “Естествознание: опыт, проблемы, пути решения” для учителей Томской области.
1996-97г.
1. Организация городской экологической игры.
2. Экологическая экспедиция «Истоки».
Сложившаяся в школе система естественнонаучного образования перешла на новый этап своего развития. Появилась потребность не только теоретически познавать природу, но и практически реализовать свои знания. С этой целью молодым педагогом школы Слободниковой С.Г. планируется, и проводиться целый блок воспитательной работы в экологическом направлении.
3. Участие в международных олимпиадах.
Одним из важных этапов в развитии школы стал этап выхода школы на международную арену. Соросовские олимпиады по естественным наукам, международная математическая игра «Кенгуру» привлекли внимание огромного числа учеников. Некоторые из них показывают неплохие результаты на областном и региональном уровне.
4. Областной семинар-практикум “Естествознание: опыт, проблемы, пути решения” для учителей Томской области.
5. Областной семинар-практикум учителей труда для педагогов Томской области.
Семинар проводил учитель технического труда Путилин С.О. Сергей Олегович ранее прошел подготовку на курсах повышения квалификации, представил методсовету школы на утверждение новый учебный план ориентированный на резьбу по дереву. Новое содержание учебного материала было с удовольствием принято ребятишками. Теперь уже Сергей Олегович принимал у себя в кабинете учителей труда нашего города и Томска. Самобытный талант Путилина С.О. получил заслуженное признание в городе и в области.
6. Всероссийская конференция “Личностно-ориентированное обучение”.
Один из фрагментов этой конференции прошел на базе нашей школы, где гости смогли присутствовать на уроках наших педагогов.
На конференции наши коллеги представляли свои работы по индивидуализации процесса обучения учащихся – Филатов С.В. – «Индивидуальный учебный план»
1997-98 г.
1. Открытие северского филиала всероссийского централизованного тестирования выпускников средней школы.
Впервые учащиеся нашего города смогли сдать вступительные экзамены в 150 ВУЗов России, не выезжая из города. По соглашению с руководителями Томского Университета систем управления и радиоэлектроники на базе нашей школы был открыт филиал центра всероссийского тестирования. По результатам тестирования несколько десятков учащихся нашего города получили сертификаты, которые можно было предъявить на конкурс в престижные ВУЗы России.
2. Проведение 3-х дневного семинара для руководящих работников школ “Правовое и методическое обеспечение управления школой”.
В практике работы школы был накоплен большой практический материал по сбору, обработке информации, ее систематизации в области управления педагогическим процессом. На семинаре отдельно для каждой группы администраторов (директора, завучи по учебной, методической работе, завучи по воспитательной работе) был предоставлен свой блок материалов, приготовлен пакет документов, как в печатном, так и в компьютерном варианте. Присутствовали администраторы всех школ города и инспекторский отдел ГорОНО. Руководители школ города дали высокую оценку работе руководителей нашей школы.
3. Поездка трудового отряда в г. Краснодар на уборку урожая.
4. Участие в международных олимпиадах.
Впервые такие олимпиады проводились на базе нашей школы. Приняло участие 156 учеников.
5. Городской семинар “Организация дополнительного образования в школе” для зам.директоров школ по воспалительной работе.
6. Городской семинар-практикум “Создание и использование УМК кабинета” для молодых учителей.
Филатов С.В. в рамках своей аттестации провел учебу молодых специалистов (не зависимо от преподаваемого предмета) и показал, как создается учебно-методический комплекс кабинета, как систематизируется, хранится. Показал способы изготовления современных наглядных пособий, использование кодоскопа на разных этапах урока.
7. Городской семинар-практикум РО для учителей, зам.директоров по учебно-воспитательной работе.
8. Областной семинар-практикум “Естествознание: опыт, проблемы, пути решения” для учителей Томской области.
1998-99 г
1. Прием делегации из ФРГ (г.Дортмунд), контроль расходов средств благотворительного Фонда школы.
Прием делегации в этот раз был осуществлен с большими трудностями. Въезд в город гостей был бы невозможен без помощи Главы Администрации Николая Ивановича Кузьменко. До самого последнего момента никто не был уверен в том, что
Беата и Хартмут Дитерих смогут встретиться не только с педагогами школы в офисе Томской фирмы, но и с детьми в стенах нашей школы.
В первый день встречи гостям были переданы подарки, изготовленные руками учащихся на уроках труда под руководством преподавателя технического труда Путилина Сергея Олеговича для каждого члена благотворительного фонда.
Пребывание гостей в городе Северске начался с посещения школы. Супруги Дитерих посетили большинство кабинетов, библиотеку, телевизионный центр, медкабинет, спортзал, где им была предоставлена возможность ознакомиться с тем, как используются средства организованного ими Фонда. В это время шли уроки и дети, и гости не упустили возможности пообщаться друг с другом. Гости с удовлетворением отметили рациональное использование средств Фонда и заявили о том, что они и в будущем будут продолжать оказывать финансовую помощь школе.
В середине дня гости присутствовали на концерте в их честь в кабинете музыки. Там же прошла пресс-конференция. Супруги ответили на многочисленные вопросы детей и педагогов. Беата рассказала о том, что она пишет сказки для детей про Россию. В конце встречи дети и гости сфотографировались в память о поездке.
Рабочий день супругов Дитерих продолжился у Главы городской Администрации и его заместителей. Надо сказать, что Николай Иванович, Беата и Хартмут знакомы с 1991 года и неоднократно встречались и в Северске и в Дортмунде. Затем гости посетили филиал Томской Политехнической Академии, с которой у них давние контакты по вопросам обмена студентов.
2. Заключение договора с педуниверситетом о создании учебно-методического комплекса для средних школ по теме “Радиационная безопасность. Экологические проблемы ЗАТО”
По инициативе Томского педагогического Университета руководители технолого-экономического факультета вышли с предложением к администрации школы, а затем и к педагогическому коллективу о совместной работе по созданию учебно-методического комплекса для введения в учебные предметы вопросов связанных с проблемами радиационной безопасности. Коллектив принял предложение университетских коллег. На одном из производственных совещаний была создана рабочая группа по реализации данного проекта.
2. Руководители школы сохранили и развили материально-техническую базу начальной военной подготовки и гражданской обороны созданную в свое время преподавателями данных курсов – Болотиным, Разживайкиным, Цынгаловым. Поэтому первое место в смотре-конкурсе на лучшую материальную базу ГО и ЧС среди городских предприятий было закономерным. Главой Администрации школе была вручена Почетная грамота и ценный подарок.
3. Областной проблемный семинар РО для учителей г.Томска, зам.директоров по учебно-воспитательной работе.
Традиционными стали для школы семинары по развивающему обучению. Но в этот раз впервые в нем участвовали и наши коллеги, которые так же занимаются данной проблемой в г. Томске. Гости из Томских школ и заместители директоров школ города Северска посетили ряд уроков и приняли участие в обсуждении проблем развивающего обучения.
4. Городской семинар-практикум “Преподавание математики по Гельфман” для учителей математики.
5. Городской семинар-практикум учителей иностранного языка для учителей.
6. Городской семинар-практикум “Нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях” для зам.директоров по воспитательной работе.
7. Участие в международных олимпиадах.
Принимаем в школе делегации других школ города и лицея. Количество участников увеличивается до 204 человек. По биологии и химии учащиеся нашей школы показали хорошие результаты.
8. Одним из важных событий для школы 1999 года стал переход на самостоятельный баланс и получение статуса юридического лица. Закон о народном образовании предусматривал данное положение с 1992 года, но принятие данного решения в нашем городе оттягивалось по различным причинам. И вот в условиях далеко не оптимальных все школы города постановлением Главы Администрации приобретают новый статус , новое наименование – муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N88», счет в банке, долги за предыдущий период, отсутствие финансирования по всем статьям, кроме заработной платы, коммунальных расходов и питания детей. Но и эти деньги на счета школы поступают нерегулярно с большими задержками. То и дело возникали ситуации с предъявлением претензий вплоть до суда от организаций обслуживающих школу. Доходило до ареста счетов. Тем не менее, прожили полгода практически без задержки зарплаты учителям, выплачивали даже авансы.
9. Администрация ГорОНО представила 5 школ города на всероссийский конкурс «Школа года». На предварительном этапе были представлены разработки школы на 82 страницах. Пройдя отбор в заочном конкурсе, администрация школы была приглашена на следующий этап в город Адлер. На представительном форуме, где присутствовали руководители 200 школ России, директор школы познакомил присутствующих и с городом Северском и с одной из разработок нашей школы – индивидуальным учебным планом для старшей школы. Выступление вызвало интерес у присутствующих, и тексты наших работ несколько дней были в других делегациях. Таким образом, школа впервые заявила о себе на российском уровне и сделала это достойно. Это был хороший подарок к 35-летию школы от имени всего коллектива школы – педагогов, учащихся, родителей.
10. Следующий учебный год был юбилейным для школы. Ей исполнялось 35 лет. В коллективе родилась идея – написать и издать книгу о школе. В написании книги приняли участие все и учителя и учащиеся, и родители, и выпускники прошлых лет.
1999-2000 уч. год.
1. В городе Адлере прошел следующий этап всероссийского конкурса, где директор школы представил педагогической общественности комплект документов сопровождающих процесс управления школой. И снова успех школы. Филатову С.В. пришлось провести несколько импровизированных семинаров для руководителей школ, в несколько городов и областей были получены приглашения для представления наших документов. От руководителей конкурса поступило предложение напечатать фрагменты комплекта в журнале «Завуч школы», газете «Педагогический вестник», и выпустить в полном объеме, напечатав книгу в этих же издательствах. По итогам конкурса школе было присвоено звание лауреата всероссийского конкурса «Школа года». Т.к. конкурс проводился под эгидой государственной Думы России и Совета федераций, газеты «Педагогический вестник», значение победы для школы трудно переоценить. Еще раз укажем на то, что это заслуга всего педагогического коллектива, коллектива учащихся их родителей и, конечно всех кто когда-либо здесь учился и работал, т.к. имидж школы создается десятилетиями.
2. В преддверии юбилея школы проводилась акция под названием «Мой подарок школе», в которой приняли участие все – педагоги школы, учащиеся, родители (для них это мероприятие называлось «Каждая семья – школе»), выпускники школы, руководители города и предприятий, спонсоры. При этом их содействие не всегда выражалась в денежных единицах, как правило, это была помощь в проведении ремонта, установке сигнализации, изготовлении мебели, ремонте радиоаппаратуры и т.п.
3. Каждый новый учебный год для школы все труднее и труднее. Не хватает, порой, самого необходимого. Но в этом учебном году педколлектив с удовлетворением отметил, что некоторые родительские коллективы, находясь в тех же самых условиях, смогли подготовить классы к новому учебному году не в пример другим. Такие классные комнаты, как у Шепеты Г.И. и Глушко И.В. могут носить титул «евро».
Морозова Н.С.
Филатов С.В.
Страницы истории школы №81
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №81 имени А.Бородина и А.Кочева».
Школа № 81 в 2004 году отмечала свое 30-летие.
Вспомним, как всё начиналось. На пустыре у деревни «Сосновка» началось строительство домов. Люди переезжали в новые квартиры, а их бараки и дома сносили под новое строительство. Шумела, гудела стройка. Любопытная ребятня наблюдала, как растут стены новой школы…
Строить школу начинали заключенные, а заканчивал «Химстрой», военные строители.
Официально школа была открыта 4 октября 1974 года.
Директора школы:
Пыстогов Виктор Николаевич
Первым директором нашей школы был Пыстогов Виктор Николаевич.
Родился 20 января 1941 года на станции Промышленной Кемеровской области в семье железнодорожника.
В сентябре 1948 года поступил в первый класс школы №56, а в1958 году окончил её. 1 сентября 1958 года он студент Томского государственного педагогического института физико-математического факультета. В июле 1963 года окончил его, но ещё студентом работал с августа 1962 по май 1963 года в Клюквенской восьмилетней школе Верхнее-Кетского района.
В июле 1963 года приехал в Томск-7.
С августа 1963 года по сентябрь 1969 года работал учителем математики в школе №78. В сентябре 1969 года до июня 1974 года работал в Городском комитете комсомола. С 1 июня 1974 года назначен на должность директора школы-новостройки №81. Проработал директором до ноября 1980 года и по состоянию здоровья перевелся учителем математики в школу №87.
Награжден грамотами райкома, горкома, обкома ВЛКСМ, памятным значком «50 лет ВЛКСМ».
Чернова Галина Константиновна
Вторым директором нашей школы была Чернова Галина Константиновна.
Родилась 21 ноября 1941 года в селе Советское Бугурусланского района Оренбургской области в семье служащего.
В 1959 году с серебряной медалью окончила Ташлинскую среднюю школу и поступила в Оренбургский пединститут на физико-математический факультет, который окончила в 1964 году.
После института один год отработала в своей родной Ташлинской школе, а в 1965 году переехала к мужу в Томск -7.
С сентября 1965 года работала учителем математики в школе № 194, а с 1968 года была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
В ноябре 1980 года назначена на должность директора школы № 81. Проработала директором нашей школы до марта 1983 года, потом работала заместителем заведующего ГорОНО, затем директором школы № 79.
С 2002 года на пенсии, но продолжает заниматься общественными делами, как член городского совета ветеранов работает с музеями образовательных учреждений города.
За годы работы неоднократно награждалась грамотами школы, ГорОНО, Горкома КПСС.
В 1974 году награждена Почетной грамотой Министерства просвещения, в 1980 году – значком «Отличник народного просвещения», в 1988 году награждена медалью «Ветеран труда», в 1999 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Сидорчук Светлана Михайловна
Третьим директором нашей школы была Сидорчук Светлана Михайловна.
Родилась 24 марта 1950 года в деревне Дубое Пинского района Брестской области в семье военнослужащего.
В 1957 году поступила в Молотковичскую среднюю школу и окончила ее в 1967 году. После школы поступила в Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина на биолого-химический факультет, который окончила в 1972 году.
Вышла замуж. После института до 1973 года работала старшей пионервожатой в спецшколе № 14 города Куйбышева, так как муж заканчивал военно-медицинский факультет при Куйбышевском мединституте.
В 1973 году переехала в Томск-7 по месту службы мужа.
Сначала работала учителем биологии в школе № 86, а с февраля 1976 года учителем химии в школе № 81. В марте 1983 года работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в нашей школе.
С 1 сентября 1983 года назначена на должность директора средней школы № 81.
26 августа 1991 года уволилась в связи с переводом мужа на новое место службы в город Минск.
За годы работы неоднократно награждалась грамотами школы, ГорОНО, ОблОНО.
Нигматова Нина Павловна
Четвертый директор нашей школы Нигматова Нина Павловна.
Родилась 1 апреля 1947 года в деревне Коковичи Оятского района Ленинградской области в семье служащего.
В 1965 году окончила школу и поступила в Псковский государственный институт имени С.М. Кирова на физико-математический факультет. В студенческие годы занималась парашютным спортом.
В 1969 году по распределению приехала в Томскую область деревню Копылово. Проработала 3 года, вышла замуж и в 1971 году переехала в город Томск-7.
Работала учителем математики в школе № 82, потом в школе № 80.
В 1974 году пришла в школу № 81. Сначала учитель математики, с 1986 года по 1991 год – завуч по учебной работе.
С 1991 года по август 2011 – директор школы № 81.
За время работы неоднократно награждалась грамотами школы, ГорОНО, ОблОНО, присвоено звание – учитель-методист, вручен значок «Почетный работник образования».